НАЧАЛО    НОВОСТИ   СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Авторская школа кроя и шитья Людмилы Серовой

Заявки на электронные книги, заявки на дистанционное обучение и консультации, вопросы по моделированию, конструированию и технологии индивидуального пошива одежды, а также предложения по сотрудничеству направлять по электронной почте по адресу fashion-school@yandex.ru

О книгах Людмилы Серовой смотрите в разделе Книги и учебные пособия
Готовится к выпуску том 4 Том 4 - Женские брюки
Конструирование и пошив женской одежды в домашних условиях Том 3 - Моделирование и пошив юбок клиньевых, с воланами, с лепестками, с драпировками
Конструирование и пошив женской одежды в домашних условиях Том 2 - Моделирование и пошив юбок со складками и конических юбок
Конструирование и пошив женской одежды в домашних условиях Том 1 - Базовые лекала прямых юбок.
Моделирование и пошив прямых, зауженных и расширенных книзу юбок
Конструирование и пошив мужской одежды в домашних условиях Том 2 - Брюки Том 1 - Рубашки и трусы
Конструирование и пошив детской одежды в домашних условиях Том 2 - Детская легкая одеждаТом 1 - Детское белье

АЛЬМАНАХ

Д.П. Глаголев

преподаватель кафедры композиции Московского технологического института

НАСЛЕДИЕ ЖЕЛЕЗНОГО КОСТЮМА

источник - журнал МОД 4/87 Москва

Что нам осталось от «железного костюма», от доспехов? Сохраняются ли их черты в современной моде, в одежде, которую мы носим? Да. И не только в деталях и линиях покроя, но и в нашем поведении, манере держаться, в оборотах речи.

Прежде всего, само понятие — «покрой» связано с возникновением лат, доспехов. До этой исторической вехи одежда, говоря современным языком, была безразмерной. Когда стали делать панцири, шлемы, рукавицы, поножи из листовой стали,— возникла необходимость в их «подгонке и пригонке» по фигуре. А это невозможно без точно рассчитанной конструкции, кроя. Неслучайно в ряде европейских языков это понятие связывается с понятием «закройщик», «портной». Например, «schneiden» по-немецки — «резать», «кроить»; «Schneider» — «портной»; «taill» — по-французски «кройка», «рост», «tailleur—«закройщик», «портной», то есть, тот, кто делает одежду «по росту». Экономная раскладка деталей на листе стали была вызвана также дороговизной этого материала. Доспехи одевали люди богатые — рыцари. Как известно, Санчо Панса обходился без них. Таким образом, многие современные приемы изготовления одежды и их обозначения — «снятие мерок», «покрой», «раскрой», «раскладка лекал» — ведут свое начало от далеких рыцарских времен. Заметим, однако, что целесообразная раскладка была и раньше — в народной одежде. Так, русская рубаха, словацкие штаны, туркменское, узбекское платье кроились практически без отходов («петуху негде клюнуть»). Но при этом мерок не снимали. Ширина, длина полотнища ткани уже заключали в себе модули, соответствующие пропорциям тела, и отмеряли их тоже «человеческими» мерками — локтями, пядями, вершками.

Соприкосновение с металлом приводило к травмам, поэтому под латы надевали стеганую тканую одежду, напоминающую наши телогрейки — она защищала тело, смягчала удары. В теплую погоду, конечно, в доспехах было весьма жарко. Любопытно — подобную ситуацию представил себе однажды Марк Твен и родился роман «Янки при дворе короля Артура». Изготовление прокладок привело к большому разнообразию линий покроя — теперь уже одежды из тканей. Появляются конструкции, напоминающие чуть ли не все виды современного покроя: еще «не открытые» — цельнокроеные рукава и комбинированные, реглан, отрезные кокетки, вставки. Сегодня «железный костюм», давно ставший музейным экспонатом, имеет и научную ценность: он сообщает нам о телосложении их бывших владельцев — «ростах и размерах», о моде того времени. Еще раз подчеркнем: возникновение покроя, каким мы его знаем сегодня,— явление сложное, у него обширная «география» и достаточно длительная история. Так, боковые разрезы, обеспечивающие свободу движений (они напоминают современные шлицы в костюмах и пальто), возникли независимо друг от друга в спартанской короткой тунике и в рубахе скифов, в кельтской кольчуге, в платье вьетнамок и кореянок.

статья наследие железного костюма  на сайте авторской школы курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Но вернемся к нашему «железному костюму» и рассмотрим его с «головы до ног». Первым «серьезным» головным убором, как утверждают ученые (после всякого рода листьев, луба и коры) был шлем, Его форма — различна, но постепенно предпочтение было отдано куполообразной: она лучше сопротивлялась рубящим и колющим ударам: «шлема меч не рассекал» У наших предков были металлические шлемы с острой вершиной — шишаком. Эта форма нашла отражение в «буденовке», выполненной в свое время по эскизам В. Васнецова. Средневековые рыцари, стараясь устрашить противника, придавали шлемам «пугающие» формы и уснащали их фантастическими клыками, рогами, клювами, Именно в таком виде явились на нашу землю тевтонские псы-рыцари, но «…от меча и погибли». Заметим, что от древнерусского слова «шелом» (шлем) происходит выражение — «ошеломить» — оглушить, привести в бесчувствие ударом по шлему. Древнеримский шлем имел гребень, который не только делал его прочнее, но и украшал. Эта «находка» долго сохранялась в касках пожарных.

Козырек в современных головных уборах также ведет начало от шлема. Во время боя лицо закрывали движущейся деталью — забралом. Поднять забрало — это выказать смелость, честные и мирные намерения. Отсюда и выражение: «с поднятым забралом». По сходству с листом салата подвижную часть шлема называли также «саладой». Был обычай — приветствовать, поднимая «саладу» или дотрагиваясь до нее. Этот обычай — прикладывать руку к головному убору во время приветствия сохраняется и поныне. Другая «хорошая манера» — снимать головной убор в помещении — обязательна для мужчин и сегодня (снимая шлем или поднимая забрало, они давали понять, что пришли с миром). В шлеме предусматривались отверстия для дыхания, вентиляции, прорези для глаз. Сквозь эти прорези противник мог бросить в глаза рыцаря, например, горсть песку. Некоторые исследователи полагают, что выражение «пустить пыль в глаза» происходит от этой тактической уловки (другая версия: обскакать — тогда пыль из-под копыт лошади попадает в глаза отставшему всаднику). Со временем в некоторых «моделях» шлема стали появляться стекла, предохраняющие глаза от пыли. С ними также связана определенная версия: происхождение очков. По крайней мере, они были прообразом очков и прозрачных экранов, которые применяют сегодня каменотесы, мотоциклисты, сварщики.

Глаголев статья наследие железного костюма  на сайте авторской школы курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Холодное оружие, соскользнув со шлема, чаще всего поражало плечи. Поэтому их нередко защищали особыми пластинами. Нетрудно догадаться, что до наших дней они дошли в виде погон, нашивок, аксельбантов, Особо следовало защищать грудь, наиболее уязвимую у всадника, так как противник чаще всего целил в нее копьем. Мотивы покроя, связанные с латами, сегодня очень распространены. Их можно встретить и в женской, и в мужской одежде, тем более, что модны подчеркнуто расширенные плечи. Разумеется, речь идет не о прямом копировании доспехов. Современные художники вряд ли и вспоминают их, но исторический опыт, традиции покроя донесли отголоски до наших дней. Это прослеживается и в трактовке покроя рукавов, и в характере соединения рукавов с проймами. Фигурные линии, «врезки», кокетки-погоны напоминают подобные конфигурации в металлических латах. Железный костюм до сих пор открывает свои секреты. Известная чопорность, прямая постановка корпуса в доспехах объяснялась самим «футлярным» характером их форм, но несла и практическую функцию: жесткое закрепление головы позволяло лучше выдерживать рубящие удары. Слово французского происхождения — plastron обозначает несколько понятий: панцирь, нагрудник, передник. Заметим, что модельеры называют пластроном отрезную деталь на груди (например, в нарядной мужской рубашке или в женском платье).

Технические узлы доспехов (сочленения в локтях, коленях, на стопе) обдумывались их создателями не один десяток лет. Мастера имели обыкновение на латах указывать свои фамилии и некоторые из них пользовались громкой славой. Как ни искусно изготовлялись латы, зазоры между их деталями, конечно, были. Эти зазоры иногда использовались для одной не слишком веселой миссии. Если рыцарь падал с лошади тяжело раненный, его противник, спешившись, приканчивал его специально придуманным для этой цели «кинжалом милосердия». Теперь французы называют этим термином убийственную реплику или убедительный факт, ставящий точку в споре или диспуте.

Д.П.Глаголев статья наследие железного костюма  на сайте авторской школы курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Сегодня представляется любопытным, что опыт старых оружейников пригодился некоторым конструкторам при работе над скафандрами для космических полетов. Кстати, и требования оказались сходными:  сугубо индивидуальная подгонка, удобство при выполнении сложных движений, не слишком сложная конструкция. Сложные объемные детали лат выбивали на деревянных формах — этот метод и в наше время применяется скульпторами. Доспехи, укрывая тело их владельца, скрывали его происхождение и титул. Шекспир говорил, что «костюм докладывает о человеке». Панцирь ничего не «докладывал». Тогда поверх доспехов стали надевать одежду из ткани, на которой «прочитывались» фамильные цвета, девиз, герб. По ним вассалы узнавали своего сеньора в бою. Со временем герб стали прикреплять непосредственно к латам. Гербы следовало прочитывать- и объяснять. Так возникла геральдика — мудреное учение о гербах и их описание, не имеющее ничего общего с одеждой. Но тысячекратно повторенное в веках эхо — «костюм докладывает о человеке» — осталось в знаках различия, нашивках, шевронах, эмблемах, девизах, аппликациях, вышивках, монограммах, значках. Выразительность, живописность доспехов всегда привлекали художников. «Железный костюм» можно встретить на старинных фресках и иконах, а сколько он украсил парадных портретов! Вспомните, например, известный портрет Петра I в латах. Ностальгия по импозантным латам ясно слышится в «Исповеди сына века» А. Мюссе. «Не следует заблуждаться: черный костюм, который в наше время носят мужчины, это — страшный символ. Чтобы дойти до него, надо было один за другим сбросить все доспехи и, цветок за цветком, уничтожить шитье на мундирах. Человеческий разум опрокинул все эти иллюзии, но сам носит по ним траур, надеясь на утешение».

рисунок к статье наследие железного костюма  на сайте авторской школы курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Пожалуй, все отголоски «железного костюма» и не перечислишь. Иногда они проявляются самым неожиданным образом. Например, у мясников принято на левую руку надевать рукавицу, собранную из стальных колец, чтобы предохранить от возможной травмы. Кстати, такие рукавицы делают у нас в Бронницах (это название донесло до нас древнерусскую «броню»). Но в основном, там создают цепочки самых разнообразных форм и это — тоже наследие древних мастеров кольчужного дела. Если вспомнить, что в понятие «костюм» входят не только предметы одежды, но и такие дополнения, как зонты, трости, то мы вправе отнести к «железному костюму» такие его «аксессуары», как щит и меч, щит мужчина держал в левой, меч — в правой руке. Он старался повернуться к возможной опасности левым боком, прикрыв правый. Это определило запах его одежды: слева направо.

Женщина — хранительница очага — держала в левой руке ребенка, а правой поправляла огонь в костре, мешала в котле. Возможная опасность была у нее справа — дым, искры, вырывающиеся языки пламени. Женщина запахивала одежду справа налево. Всадник разъезжался со встречным, придерживаясь правой стороны дороги (возможная опасность — слева). Так, очевидно, возникло правостороннее движение.

И, наконец, третье «наследство» щита и меча. Винтовые лестницы в замках старались делать идущими слева вверх направо. Хозяину замка было удобно защищаться, нанося удары правой рукой. Примечательно, что когда в одном замке обнаружили лестницы, идущие в другую сторону, выяснилось, что его владелец был левшой.

Все ли рассказал нам «железный костюм»? Разумеется, не все. — посмотрите — ристалище начинается. Рыцарь подъезжает к Прекрасной Даме и она ... дарит ему свой рукав! Благо его легко отделить — ведь он привязан к пройме шнурками. Рыцарь повязывает рукав вокруг шлема. А рукав другой Прекрасной Дамы, другого цвета, развевается над шлемом его противника. Рыцари съезжаются!

Рисунки А. Бариновой.

НАЧАЛО    НОВОСТИ   СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

Last modified: 16.02.2017

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

X